Разработка декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем» — первого в истории правительственного акта, придавшего пожарному делу общегосударственную значимость,— неразрывно связана с именем Марка Тимофеевича Елизарова.
На протяжении четверти века, до последних дней своей жизни, он был членом великой семьи революционеров — семьи Ульяновых. Университетский товарищ Александра, товарищ, а затем и муж Анны, он стал близким человеком и для Владимира. Они подружились в казанской деревне Кокушкино, куда в 1887 году, в связи с покушением на Александра III, была сослана Анна Ильинична, а затем, после студенческих выступлений в Казани,— и Владимир Ильич, и где поселилась вся семья Ульяновых. Двадцатипятилетний Марк Елизаров, только что окончивший университет, часто приезжал туда на правах официального жениха. И уже тогда на него неизгладимое впечатление производил семнадцатилетний Владимир Ульянов. Этот большеголовый юноша с вьющимися темно-каштановыми волосами, проводивший целые дни за книгами, поражал глубиной и меткостью суждений, широтой взглядов. Владимир Ульянов изучал тогда труды родоначальников «Народной воли» — партии его старшего брата. Позднее, в эмиграции, говоря об этом периоде, Ленин отметит, что Чернышевский его «всего глубоко перепахал». Чернышевский подвел Ленина к марксизму. Народолюбец Александр Ульянов, приготовивший бомбу для покушения на царя, накануне ареста штудировал первый том «Капитала». Юноша Ульянов, преклонявшийся перед подвигом брата, принял «Капитал» как руководство к действию.
Убежденным марксистом стал и Марк Тимофеевич Елизаров. В скитаниях по России, в ссылках он никогда не порывал связи с Лениным, человеческая и идейная близость с величайшим революционером направляла, его в борьбе, укрепляла его силы.
Большая полоса жизни и деятельности Елизарова связана со страховым и пожарным делом. Сосланный в Сибирь как один из руководителей забастовки железнодорожников, он в 1908 году в Нерчинске, поступил на работу в страховое общество «Саламандра». Много ездил по Сибири, встречался с разными людьми. Пришлось вплотную столкнуться и с пожарным бедствием — в России тогда на 1000 застрахованных строений приходилось от 10 до 20 пожаров в год.
В страховых обществах Елизаров работал вплоть до Октябрьской революции, известие о которой застигло его в Саратове. Он немедленно вернулся в столицу.
Деятельность Марка Тимофеевича Елизарова после Октября была непродолжительной. Он умер от сыпного тифа в марте 1919 года. Но сколько кипучей энергии, организаторского таланта и революционной страстности вложил он в работу, которую доверила ему партия в самые накаленные дни революции!
Первый официальный пост Елизарова — народный комиссар путей сообщения. Вот что писал впоследствии сменивший его на этом посту В. И. Невский: «Как сейчас помню его большую спокойную фигуру, его лицо с доброй улыбкой, слышу его спокойный голос среди хаоса звуков, человеческих голосов, выстрелов, криков, угроз, просьб и ругательств.
И тут же под этот шум и гам Марк Тимофеевич ведет разговоры с инженерами, приехавшими с фронта, с представителями Викжеля, с рабочими делегациями, дает распоряжения по линии, отпускает деньги, выходит в зал держать речь перед съехавшимися делегациями рабочих...
Нечеловеческая работа сразу же подорвала силы больного сердцем Марка Тимофеевича: к середине декабря он уже был так переутомлен, что иногда, как говорили мне потом, с ним делалось дурно».
Когда в январе 1918 года Елизарова, по личной просьбе, связанной с обострением болезни, освободили от работы наркома, главное уже было сделано. Он наладил руководящий центр, способный организовать работу сложного транспортного механизма. То же умение привлечь к работе людей, та же энергия и выдержка отличали Елизарова и на посту главного комиссара по делам страхования и борьбы с огнем. Он взял на себя это дело, едва оправившись от болезни.
В апреле 1918 года Анна Ильинична писала из Петрограда, где тогда жили Елизаровы: «Живем мы пока хорошо. Марк налаживает свое дело с видимым, удовольствием...» Письмо датировано 2 апреля.6, 7 и 9 апреля в Петрограде под председательством Елизарова проходило обсуждение проекта декрета об организации государственных мер борьбы с огнем. Кто же принимал в нем участие? Заведующий Петроградскими курсами пожарных техников Н. К. Яворовский, член правления Всероссийского союза пожарных и страховых деятелей Н. Т. Федотов, председатель правления Российского союза обществ взаимного от огня страхования К. М. Яичков. Эти люди не были коммунистами, считали себя далекими от политики. Но, будучи честными людьми и большими специалистами в своей области, они не могли не поддержать усилий, имеющих целью избавление России от пожарного бедствия.
Характерно, что один из участников совещания —К. М. Яичков, стал впоследствии руководителем центрального пожарного органа республики.Первый раз проект декрета об организации государственных мер борьбы с огнем был поставлен на обсуждение Совета Народных Комиссаров 16 апреля 1918 года. Но тогда решили перенести обсуждение на следующий день, предложив заинтересованным комиссариатам спешно рассмотреть вопрос и прислать своих представителей.
17 апреля 1918 года заседание Совнаркома, как и обычно, началось точно в назначенный срок. Члены правительства республики хорошо знали друг друга — по подполью, по эмиграции, по тюрьмам н каторгам, по недавним бурным дням Октября. Это были закаленные революционеры, опытные партийные бойцы.
В числе занявших место за столом были председатель ВЦИК Яков Михайлович Свердлов, нарком продовольствия Александр Дмитриевич Цюрупа, нарком иностранных дел Георгий Васильевич Чичерин, нарком внутренних дел Григорий Иванович Петровский, нарком юстиции Петр Иванович Стучка, нарком путей сообщения Владимир Иванович Невский.
Владимир Ильич Ленин, председательствовавший на заседании, предоставил слово окружному комиссару почт и телеграфа Вадиму Николаевичу Подбельскому. Тема первого доклада — порядок пользования телеграфной сетью почто-во-телеграфного ведомства РСФСР. Обстановка сугубо деловая. Короткое сообщение, несколько вопросов, несколько замечаний,— н проект решения одобрен.
Следующий вопрос — выработка положения о печати — отложен на неделю. Председатель называет очередной пункт повестки дня — об организации государственных мер борьбы с огнем. Невысокий, коренастый человек — широкоскулый, в очках, с заметно поседевшей волнистой бородкой — поднимается со своего места и начинает говорить.
— Имею честь представить на рассмотрение СНК. разработанный под моим руководством проект декрета. Частые и опустошительные пожары в деревянно-соломенной России издавна являются одним из величайших народных бедствий, с которым могут быть сравнимы, по размерам причиняемого ущерба, разве только неурожаи и пьянство...
Неожиданное, но, если задуматься, очень меткое и глубоко верное по существу сопоставление.
— По данным Центрального статистического комитета, — продолжает докладчик,— средние пожарные убытки в России в 1895—1910 годах определяются в сумме около 112 миллионов рублей в год, причем в 1910 году они исчисляются в 127 068 045 рублей. Это неполные сведения, основанные лишь на полицейских донесениях. Специалисты определяют размер убытков цифрой порядка 500 миллионов рублей. А в последние годы в результате огромных пожаров в Архангельске, Астрахани, Бекетовке, Петрограде, Казани, Барнауле и других местностях, уничтоживших многие фабрики, заводы, склады леса и прочие ценности, убытки исчисляются уже миллиардными суммами.
Следует также иметь в виду, что стоимостью сгоревшего имущества не исчерпывает ущерб, причиняемый пожарами хозяйству страны. Огромны так называемые косвенные убытки — приостановка хозяйственной деятельности, отвлечение рабочих рук на восстановление, потеря здоровья населения.
Комментируя проект Декрета, Елизаров говорит о развитии пожарного законодательства и усилении средств предупреждения пожаров, о планировке селений и огнестойком строительстве, о водоснабжении и развитии добровольных пожарных организаций, о научно-технических разработках и подготовке кадров, об исследовании причин пожаров и единой статистике.
Пожарный совет, учрежденный Декретом, должен, по мнению докладчика, стать органом, решающим проблемы пожарной защиты на научной основе.
Совет Народных Комиссаров обстоятельно обсудил проект Декрета, внес ряд поправок. В частности, был расширен состав Пожарного совета, изменен порядок рассмотрения спорных вопросов и порядок финансирования противопожарных мероприятий, была подчеркнута необходимость участия местных Советов в решении вопросов пожарной охраны.
23 апреля 1918 года Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем» был опубликован в газете «Известия». Он заложил основы советской пожарной охраны, определил основные принципы ее построения, главные пути развития. Впервые в истории была намечена развернутая система мероприятий по предупреждению пожаров, включающая в себя и проведение научных исследований, и подготовку кадров, и издание нормативных документов. Вместе с тем особое внимание обращалось на самое широкое вовлечение общественности в дело борьбы с пожарами. Новый общественный строй обеспечивал как проведение научно обоснованных профилактических противопожарных мероприятий в масштабах всей страны, так и заинтересованное участие всех слоев населения в выполнении этих мероприятий. Последнее обстоятельство в то трудное время приобрело особую значимость, потому что обстановка в стране
требовала немедленных действий по укреплению пожарной охраны, повышению ее боеспособности.
Республика рабочих и крестьян, первым своим декретом провозгласившая мир, в первые же месяцы своего существования была втянута в кровопролитнейшую войну. И одним из фронтов этой войны был невидимый фронт заговоров, диверсий, поджогов.
В те дни было опубликовано обращение к населению, подписанное Народным Комиссаром внутренних дел Г. И. Петровским. В нем подчеркивалось, что охрана народного достояния от пожарных бедствий «требует сильнейшего напряжения сил, в особенности в данный момент, когда сторонники старого порядка, мракобесы, кулаки, живущие чужим трудом, эксплуататоры-собственники готовы на почве мести совершить еще новое гнусное дело — зажечь свои прежние имения, усадьбы и угодья...»
Обращение призывало трудящихся принять активное участие в охране страны от поджогов и пожаров.
Вернуться
|