Советская пожарная охрана. Страницы истории.
Главная Исторический формуяр 1918-1930. Ты помнишь как все начиналось? 17 апреля 1918 года. День декрета.  

Cайт о советской пожарной охране

17 апреля 1918 года. День декрета

 

 

26 мая 1918 г. около трех часов дня дежурный на каланче Лефортовской пожарной части заметил густое облако дыма в районе Казанского железнодорожного узла. Помощник брандмейстера тотчас приказал бить тревогу, справедливо посчитав, что в той стороне горит товарная станция, забитая до отказа различными грузами. Со звоном и грохотом помчался пожарный обоз к месту пожара, трубник Ерофеев на ходу стал растапливать паровую пожарную машину.
Лефортовская пожарная часть первой прибыла на пожарную станцию, где уже вовсю полыхал огонь. В то время станция Москва-Товарная Московско-Казанской железной дороги была самой крупной в столичном железнодорожном узле, здесь обрабатывались грузы с восточных и южных железнодорожных путей. Семь широких платформ товарной станции, каждая длиной полкилометра, были почти сплошь застроены деревянными пакгаузами, навесами, в которых хранились сахар, мешки с подсолнухом, рыба, мануфактура, веревки, канаты, одежда, воинское обмундирование, консервы,баллоны с кислородом,сера, масло и масляные краски. Между деревянными пакгаузами на открытых площадках были сложены кипы хлопка и льна, каменный уголь, лес, дрова. По чьей-то преступной халатности или по злому умыслу вместе с товарными грузами находились артиллерийские снаряды и порох, часть из которых была погружена в вагоны, а другая часть в ожидании отправки хранилась на открытой платформе в деревянных ящиках. Неимоверное скопление горючих грузов, да еще в сухую погоду, превышало все допустимые меры безопасности, создавая идеальные условия для пожара, какого Москва не знала уже многие годы.
К моменту приезда Лефортовской пожарной части пожар уже сильно развился; на открытой платформе густо дымили горящие кипы хлопка, огонь распространялся на деревянные пакгаузы. Не медля ни минуты помощник брандмейстера установил паровую пожарную машину на гидрант и организовал подачу двух водяных стволов в очаги пожара. К этому времени прибыли пожарные обозы Сокольнической и Басманной пожарных частей. Ствольщики, не Дрогнув, пошли в огненное пекло. Дым был настолько густой, что их не было видно, и только разбухшие мокрые рукава указывали траекторию их пути. Быстрые действия первых трех пожарных частей и подача мощных водяных стволов от паровых пожарных Машин позволили ограничить площадь пожара в пределах двух платформ, но случилось непредвиденное. Загорелись выгоны со снарядами и начали взрываться со стращ-ным грохотом, разбрасывая горящий хлопок на все платформы и крыши деревянных складов. Многие пожарные, находившиеся рядом с местом взрыва, получили ранения, порванные осколками снарядов рукава вышли из строя, наступление на огонь захлебнулось, потребовались перегруппировка сил и вызов дополнительных частей. С места пожара был передан вызов о сборе на товарную станцию всех частей пожарной команды Москвы.

Над товарной станцией поднялся огненный ураган. Ветер разносил тучу искр и тлеющих головней на железнодорожные постройки и соседние жилые дома, жители которых в панике убегали от смертоносного пожара. Воздух сотрясался от взрывов снарядов, с грохотом начали взрываться баллоны с кислородом, загорелись сера и керосин. Удушливый густой дым окутал платформы и пакгаузы.
Пожарные объединяются с железнодорожниками, поставив перед собой чрезвычайно сложную задачу — убрать из зоны пожара еще не взорвавшиеся вагоны с артиллерийскими снарядами и порохом. Одновременный взрыв всех снарядов и пороха неизбежно привел бы к неисчислимым бедам. В документах тех лет не указано имя машиниста, который добровольно взялся выполнить эту опасную операцию. Дружинники завода «Проводник» А.М. Скоробога-тов и П.Ф. Добровольский прикрывали смельчака, направляя водяные струи, когда он вывозил вагоны с порохом и снарядами из опасной зоны. Катастрофу удалось предотвратить, но пожар продолжал бушевать*.
Молва о большом пожаре на Казанской товарной станции быстро распространилась по Москве, обрастая слухами и домыслами.
Остановилось движение поездов. На Хитровом рынке и в других местах раздавались призывы скорее бежать на пожар, чтобы поживиться, поскольку в вагонах уйма продовольствия. Сотни легковерных людей устремились на пожар за даровой добычей. В сумятице пожара мародеры растащили вагон с консервами и другими продуктами.
Прибывший по указанию правительства управляющий делами Совета народных депутатов Бонч-Бруевич и военный комиссар Московского округа Муралов объявили весь район, прилегающий к Московско-Казанской железной дороге, на осадном положении.
* Машинист паровоза с помощью пожарных вывез из зоны пожара 14 вагонов с порохом и снарядами, доставив их на станцию Перово (Дерябин Г.С. Охрана стальных магистралей. — М.: Транспорт, 1981).
К охране грузов и тушению пожаров были привлечены милиция и воинские части гарнизона. Рискуя жизнью, железнодорожные служащие принимают меры к расцепке составов и вывозу паровозами и вручную вагонов с мукой, зерном и крупой из зоны огня. Буквально из огня удается вырвать более 200 вагонов, груженных хлебом, который необходим голодающей столице.
В это время на Казанской улице от теплового воздействия загорелись жилые дома. С боевых участков пришлось снять Арбатскую, Мясницкую и Таганскую пожарные части. Эту ударную группу возглавил Крапчитов, один из лучших брандмайоров Москвы. В считанные минуты пожарным удается преградить путь огню, ликвидировать загорания на фасадах жилых домов. Оставив на Казанской улице один дежурный караул, Крапчитов возвращается на товарную станцию.
Более шести часов в неимоверно трудных условиях, в сопровождении взрывов снарядов на платформе шла жестокая борьба с пожаром. Точное количество пожарных и железнодорожников, погибших от смертоносных осколков, не установлено. Достоверно известно, что во время тушения пожара пострадали 20 железнодорожников и 10 пожарных. В ближайшем к месту пожара медицинском пункте была оказана срочная помощь 11 пострадавшим, но кто эти люди и какие они имели повреждения, в медицинских архивах не указано.
Несомненно, пожар был на руку тем, кто стремился дестабилизировать обстановку в городе, нарушить нормальный ритм городской жизни. Сравнительно быстрая локализация пожара позволила нормализовать обстановку в Москве. Еще в течение многих часов пожарным пришлось поливать водой дымящиеся вагоны и станционные строения. «Зачернить» пожар удалось только через сутки.
Убытки, по оценкам железнодорожных специалистов, от этого Пожара были колоссальными. В книге «Охрана стальных магистралей» не названа сумма ущерба от огня, но указано, что во время пожара сгорело 336 вагонов с грузами — в основном с продовольственными товарами (сахаром, песком, крупой, рыбой). Огонь полностью уничтожил много железнодорожных сооружений Казанского узла, в том числе паровозное депо, ремонтные мастерские, водокачку, пакгаузы, склады. Сильные gjdреждения получило железнодорожное полотно. Для выяснения причины катастрофы была назначена следственная комиссия, но, как это часто бывает, виновников установить не удалось.

Вернуться


Содержание и дизайн -
Александр Карпов.
Россия. Москва.
2000-2008.